Тирумалай Кришнамачарья

С изменениями от 9 января 2014
Тирумалай Кришнамачарья родился в Южной Индии в конце XIX века в семье вайшнавских брахманов. Детство и юность он провел в Майсуре, где, согласно своей дхарме, изучал санскрит, веды, веданту и религиозную традицию шривайшнавизма.
Затем он продолжил обучение в Северной Индии. Вернувшись домой в 1925 году, он женился на Намагири, сестре Б. К. С. Айенгара. Молодожены должны были некоторое время жить раздельно, т. к. девочке едва исполнилось 13, и Кришнамачарья уехал на заработки в Хассан. Там в 1927 году его встретил юный Паттабхи Джойс.
Судьба, в лице майсурского раджи Кришны IV, окончательно свела их вместе в 1932 году. Так родилась легенда под названием йога майсурского периода Кришнамачарьи, или аштанга-йога Паттабхи Джойса.
 
Тирумалай Кришнамачарья
 

Демонстрация остановки сердца

Тирумалай Кришнамачарья много раз демонстрировал остановку сердца. Об этом свидетельствуют воспоминания его учеников и документальные подтверждения врачей. Во всех случаях остановка сердцебиений была зафиксирована аускультацией, т. е. прослушиванием тонов сердца.
Физиологи считают, что речь может идти не о реальной остановке сердца, а о «трюке Вальсальвы», при котором мощные бандхи препятствуют прослушиванию тонов сердца и подавляют распространение пульсовой волны. Однако, А. Мохан, один из мадрасских учеников Кришнамачарьи, утверждает, что в одном из случаев производилась регистрация ЭКГ.
Русский физиолог И. Тарханов сообщал о смерти человека при попытке продемонстрировать остановку сердца («Дух и тело», 1904). Известен эксперимент, в котором крыс с помощью биологической обратной связи (biofeedback) обучали замедлению сердцебиений. Многие из них при этом гибли вследствие «преодоления врожденного регуляторного механизма».
 
Справка о остановке сердца (1938)
Справка хайдерабадских врачей, подверждающая демонстрацию Кришнамачарьей двухминутной остановки сердцебиений.
 

Чем является йогасана?

Кришнамачарья в утхитта-дакшина-паршваконасане
Кришнамачарья в утхитта-дакшина-паршваконасане
 
«Йогасана является особой позой, положением тела, одновременно устойчивым (стхира) и удобным (сукха). Мала Шриватсан. «Йогачарья Кришнамачарья — пурначарья» (первая биография Кришнамачарьи). С. 99. Оригинал на англ. см. блог Энтони Грим Холла
Для верующих предназначение асаны — устанавливать связь между дживатмой и параматвой. Тем, кто не признает существования Бога, но допускает существование души (дживы), асана помогает в соединении (самъйоге) дживы и разума. Те же, кто не верит в дживу, с помощью асаны дисциплинируют чувства и упорядочивают прану.
Не зависимо от того является ли человек бхактом, или занимается самообузданием (аханграха упасаной), или умиротворяет чувственный ум (манас шанти), он или она [с помощью асаны] обязательно разовьет способность пребывания в состоянии дхьяны. Дхьяну следует практиковать в позе сидя».
 

Исследование пульса

Исследование пульса (нади-парикша)
 
«Кришнамачарья комбинировал аюрведу, учение Натхамуни (йога-рахасью) и проверку пульса (нади-парикшу) для того, чтобы диагностировать любое состояние. Он считал нади-парикшу очень важной наукой. Исследуя пульс тремя пальцами, каждый из которых получает определенную информацию о состоянии различных систем организма, он обнаруживал не только проблему, но и пути её решения». Мала Шриватсан. «Йогачарья Кришнамачарья — пурначарья» (первая биография Кришнамачарьи). С. 54. Оригинал на англ. см. блог Энтони Грим Холла
 
Исследование пульса (нади-парикша)
Виды пульса (гати) по В. Лад. Диагностика пульса
 

О неспецифичности йога-терапии

Q: In modern therapy, a doctor prescribes a specific drug for a specific disease. In yoga therapy, can we prescribe one asana for each particular disease?
A: No. We cannot say that this asana or this pranayama can be given for this disease. This is because the treatment is given based on pranayama and restraint of ahara [food]; the treatment may not be effective if these primary constraints are not complied with. Complete rooting out of the disease will not be possible unless pranayama, asana, and ahara are combined properly and practiced. Certainly, we cannot state that the formula of one asana or one pranayama for one disease is valid in yoga cikitsa [yoga therapy]. In hatha yoga and in Yoga Upanishads examples are given, for males and females, of specific asanas to be practiced for every disease. But this is not practicable, as there are many varieties of disease. In the puranas, examples are cited wherein brothers fight amongst themselves, and afterwards, following the path of yoga, they get over their illnesses. There are many diseases, and particular asanas are identified to cure them in the puranas. Again, in the Hatha Yoga Pradipika, we find paschimottanasana can cure certain diseases. We must evaluate under what bodily conditions, at what age, in what countries, and in whom this asana can cure a disease in the body. But after all the descriptions of asanas, vairagya is always mentioned. If any practitioner of yoga wants to remove any disability or disease, he must practice vairagya [nonattachment]. Otherwise, the treatment will not be effective. He again gets the disease. Thus, asanas alone are not effective, nor are the innumerable pranayamas. Thus, one asana for one disease is an impracticable. A. G. Mohan & Ganesh Mohan. Krishnamacharya: His Life and Teachings / Pranayama, Kriyas, Yoga Therapy / Интервью 1984 года

© 2007–2015 Ashtanga Yoga RG
Адрес электронной почты: astanga@vinyasa.ru