Шри Кришна Паттабхи Джойс

С изменениями от 9 января 2014
«Ум неустойчив, текуч как ртуть. Ничем не сдерживаемый, не отличающий чистого от нечистого, такой ум представляет опасность для тела, является причиной заболеваний. Только дисциплинированный ум способен регулировать работу внутренних органов должным образом» (Паттабхи Джойс).
 
Правка Паттабхи Джойса
 

Йога и терапия

В 1977 году Гуруджи был приглашен в Бангалор на йога-конференцию, организованную Свами Вишну Деванандой. Его выступление называлось «Йога и терапия». Конспекты всех выступлений были изданы в книге под названием «Йога и наука». Недавно Эдди Штерн разместил в своем блоге текст выступления Паттабхи Джойса (на англ. языке).
В нем нет ничего, что не было бы известно из других книг и статей Паттабхи Джойса, но ряд моментов хочется выделить особо:
1. Вамана-риши в своем загадочном тексте, судя по всему, описал и терапевтические эффекты асан: Vamana says that this practice [баддхаконасана] heals the diseases of anus.
2. Для внутреннего очищения, которое является основой исцеления, требуется присутствие как огня (асан), так и ветра (дыхания). Т. е. асаны следует делать с контролем дыхания: Little gain will ensue by asanas practiced with little knowledge of breath control.
3. Йога-терапия оказывает неспецифическое воздействие: But it cannot be said that by performing only those prescribed asanas, a person can cure a specified ailment. Only when all organs are functioning with proper blood circulation can the ailments recede, not otherwise. Сегодня в йога-терапии стараются говорить не о специфическом излечении, а о «исцелении» через «повышение качества жизни».
4. Паттабхи Джойс пишет: «В наше время при постановке диагноза чрезмерно доверяют данным, получаемым с помощью диагностических приборов, пренебрегая внешними признаками заболеваний. Мы [йога-терапевты] так не делаем! Возьмем, к примеру, гипертонию, симптомами которой являются ухудшение зрения [из-за проблем с сосудами глазного дна], повышенная усталость даже при небольшой нагрузке, постоянное желание прилечь. Если вышеуказанные симптомы отсутствуют, а, доктор, тем не менее, [диагностирует гипертонию и] назначает лечение, основываясь на [неверных] показаниях приборов, то у больного могут развиться проблемы с давлением, которых у него не было прежде».
Интересно, что многие специалисты по клинической диагностике также отмечают, что современные врачи начинают пренебрегать физикальным обследованием, клиническим опросом и плохо знают симптоматику заболеваний.
Помимо этого, в этой цитате проявилась философия Паттабхи Джойса как ведантиста и адвайтиста. Он отстаивает ведантистскую праманаваду (учение об источниках познания). Известно, что первой по значимости праманой является пратьякша, которая включает 1) восприятие с помощью органов чувств (индрий), 2) внутреннее восприятие с помощью манаса и 3) высшее йогическое (непосредственное, интуитивное) восприятие (йоги-пратьякша). Доверяя только приборным измерениям, мы не получим истинного знания через прятьякшу. А поскольку, цель любой праманавады — достижение мокши, то вопрос правильного клинического обследования получает онтологический статус.
Известно, что адвайтисты воспринимают реальность как иллюзию. По их мнению часть пратьякши происходит через читта-вритти (модификацию ума иллюзорными объектами). Становится понятно, что Паттабхи Джойс подразумевает под by mere hallucination или Illusion is also a function of the mind.

© 2007–2015 Ashtanga Yoga RG
Адрес электронной почты: astanga@vinyasa.ru